1. Перед установкой коленчатого вала должны быть демонтированы крышки коренных подшипников (Рис.1) из блока цилиндров. Сначала отпускаются стяжные болты 4 и 5, а затем в два приема болты крепления крышек 3.
2. Подобрать вкладыши коренных подшипников согласно приложению 2, исходя из диаметров коренных шеек вала и диаметра расточки под вкладыши в блоке цилиндров.
Важно: Расточка коренных опор блока цилиндров возможна только при выполнении капитального ремонта двигателя по ремонтной документации, предназначенной для ремонтных заводов.
3. Подобрать упорные полукольца согласно табл. 11, исходя из ширины пятой коренной шейки коленчатого вала и ширины 5-й коренной опоры блока цилиндров.
4. Проверить вкладыши, постели блока, установить последовательно верхние вкладыши коренных подшипников в постели блока цилиндров и нижние вкладыши коренных подшипников в крышки. При установке вкладышей необходимо совместить выступы вкладышей с пазами в постелях блока и крышках соответственно.
5. Смазать вкладыши коренных подшипников моторным маслом согласно химмотологической карты на двигатель.
6. Установить коленчатый вал на двигатель.
7. Установить нижние и верхние полукольца упорного подшипника коленчатого вала в выточках на пятой опоре, таким образом, чтобы сторона с канавками прилегала к упорным торцам вала. После установки необходимо проверить наличие осевого зазора в упорном подшипнике.
8. Тщательно очистить и смазать моторным маслом резьбу в отверстиях блока и на болтах, избыток масла удалить.
9. Плотно и без перекосов установить крышки коренных опор по посадочным поверхностям. При установке крышек 2 (рис.1) соблюдать совпадение порядкового номера крышки (выбитым на нижней поверхности) с порядковым номером опор блока. Нумерация опор на блоке начинается от переднего торца блока (со стороны вентилятора).
10. Затянуть болты в следующей последовательности: – вставить в отверстия крышек коренных опор болты З с шайбами и завернуть на 1…2 оборота; – затянуть в два приема болты крепления крышек З с опережением затяжки правого ряда не менее 1с. Предварительно – крутящим моментом от 95 до 120 Н-м (от 9,6 до 12 кгс*м), окончательно – крутящим моментом от 275 до 295 Н-м (от 28 до 30 кгс*м) *; -ввернуть и затянуть стяжные болты 4 и 5 крутящим моментом от 147 до 167 Н-м (от 15 до 17 кгс*м)**; -при затяжке болтов сопротивление должно нарастать плавно без рывков;
* Затяжку болтов крепления коренных опор старой конструкции 740.1005157 следует производить крутящим моментом 21…23,5 кг-м. Конструктивные отличия болтовЗатяжку болтов крепления коренных опор старой конструкции 740.1005157 следует производить крутящим моментом 21…23,5 кг-м. Конструктивные отличия болтов 740.1005157 от новых болтов 740.1005157-02 приведены на рис.2. При замене болтов 740.1005157 на болты 740.1005157-02 в ходе ремонтных работ момент затяжки коренных болтов следует сохранить на уровне от 21 до 23,5 кг-м, с целью сохранения геометрии постели коренных опор (при увеличении момента произойдет ее «овализация»).
** Для болтов болтов 740.60-1005158 / 159 с диаметром резьбы М14. Стяжные болты 740.1005158/159 (M12) в блоках старой конструкции затягивать крутящим моментом от 8,2 до 9,2 кгс-м, болты 7482.1005158 /159 (М16) затягивать моментом от 15 до 17 кгс-м.
Рис.2.Конструктивные особенности болтов 740.1005157-02 (сверху) и 740.1005157 (снизу). изображение дано при взгляде наблюдателя со стороны вентилятора (т.е. противоположное, так как обычно при наименовании деталей используется направление по ходу движения автомобиля)
Затяжку болтов З контролировать замером моментов при заворачивании частично отвернутых болтов до положения, в котором они находились до контроля. При этом момент должен находиться в пределах от 242 до 309 Н-м (от 24,5 до 31,5 кгс-м).
11. Измерить осевой зазор коленчатого вала. Допустимое значение от 0,1 до 0,2 мм. При необходимости осевой зазор отрегулировать установкой полуколец упорного подшипника другой толщины.
12. По окончании затяжки болтов поз.З, 4 и 5 момент сопротивления провороту коленчатого вала не должен превышать 10 Н-м (1,0 кгс-м).