На автомобиле КамАЗ-4310 установлена механическая двухступенчатая раздаточная коробка с несимметричным межосевым дифференциалом, с электропневматическим приводом управления переключением передач и пневматическим приводом управления блокировкой дифференциала.
Признаки неисправности
Разборка
Сборка
Проверка правильности сборки
Снятие с автомобиля и установка
- Повышенный шум и стук при работе в результате износа подшипников, валов и зубчатых колёс.
- Произвольное отключение передач в результате износа зубьев муфт зубчатых колес и кареток включения, лапок вилок
переключения.
- Затрудненное включение передач в результате износа деталей раздаточной коробки, заедания штоков переключения передач,
включения блокировки дифференциала и включения коробки отбора мощности (КОМ).
- Механические повреждения, нарушающие ее нормальную работу - пробоины, трещины в зоне опор крепления, срыв резьбы под
болты крепления крышек и прочие.
На модернизированных полноприводных автомобилях в конструкцию раздаточной коробки 43114 и 65111 внесены изменения:
– вместо шпоночного соединения первичного вала и шестерни применено шлицевое (зона 1). Новый вал первичный — 43114-1802025;
– усилены подшипники вала промежуточного (зона 2). Новые подшипники — 7311А;
– вместо болтов самоконтрящихся применены шпильки с футерками (зона 3);
– объединены 2 крышки заднего подшипника в единую крышку (зона 4).
К ведущему зубчатому колесу 5 первичного вала приварено зубчатое колесо 7 отбора мощности. Зубчатое колесо 12 низшей передачи и зубчатое колесо 25 высшей передачи установлены на роликах. Дифференциал планетарного типа с четырьмя сателлитами 15, солнечным 22 и коренным 20 зубчатыми колесами, коренное зубчатое колесо 20 соединено с валом 18 привода задних мостов. Момент вращения солнечного зубчатого колеса передается на вал 32 привода переднего моста. При работающем (разблокированном) дифференциале обеспечивается постоянная и равномерная тяга всех мостов, и устраняются дополнительные нагрузки в трансмиссии. В зависимости от дорожных условий дифференциал может быть выключен (заблокирован), и тогда валы привода переднего и задних мостов вращаются как одно целое.
Рис.2 Коробка раздаточная
1 - гайка крепления фланца первичного вала; 2,19,29 - шайба; 3 - фланец; 4-шпонка; 5,25,27,40,47,51,52,57,72,73,74,75,85 - болты с шайбами ;6-крышка переднего подшипника первичного вала; 7,12,16,23,42,45,49,59,70,77 -прокладки; 8 - опорная шайба; 9 - шарикоподшибник; 10-кольцо наружное роликоподшипника; 11 - стакан передних подшипников; 13 - первичный вал; 14 -кольцо наружное; 15,48,60 - кольцо упорное; 17 - крышка верхнего люка; 18 -шпилька; 20,28-гайки; 21-предохранительный клапан; 24 - коробка отбора мощности; 26-механизм включения коробки отбора мощности; 30-фланец привода заднего моста; 31-манжета; 32 - крышка подшипника; 33,38,54,83,65 -уплотнительные прокладки; 34 - масло-отгонная шайба; 35 - установочное кольцо; З6-подшипник; 37 - крышка заднего подшипника промежуточного вала; 43 - кольцо наружное задних подшипников промежуточного вала; 44 - картер раздаточной коробки; 46,58,71 - крышка; 50 картер привода переднего моста; 53,84 - механизмы переключения передач; 55,62 - регулировочные прокладки; 56,76-пробка; 61-промежуточный вал; 62,67 -шплинт; 63 - стопорные болты; 64 - вилка; 66-корпус; 68 - стопорный болт; 69 -вилка; 78 - коническая пробка; 79 - шарик; 80-штифт; 81 дифференциал
Рис.3 Снятие подшипника шестерни привода заднего моста
Со штока механизма 26 включения коробки отбора мощности и муфту 22
С вала коробки отбора мощности. Ключ гаечный 17 мм, отвертка, плоскогубцы
Плоскогубцы, ключ торцовый 10 мм
Рис.4 Снятие внутреннего кольца ролико-подшипника шестерни низшей передачи привода заднего моста
Рис.5 Вал первичный раздаточной коробки: 1 - внутреннее кольцо переднего подшипника; 2 - шестерня; 3 - вал первичный раздаточной коробки; 4 - сегментная шпонка; 5 - внутреннее кольцо роликового подшипника; 6 - кольцо упорное.
Рис. 6. Вал промежуточный раздаточной коробки 1,13 - гайки; 2,10,12 - шайбы; 3,7 - подшипники; 4- шестерня; 5- каретка; 6- промежуточный вал раздаточной коробки; 8- шестерня первой передачи промежуточного вала; 9- распорная втулка; II- внутреннее кольцо подшипника.
Рис.7 Снятие внутреннего кольца заднего подшипника промежуточного вала
Рис8. Дифференциал раздаточной коробки: 1 - гайка; 2- шарикоподшипник; 3 - шлицевая втулка; 4 - каретка;5 -роликоподшипники; 6- шестерня повышающей передачи; 7 - опорная шайба; 8,15 - болты; 9- передняя обойма; 10,13,18- втулки; 11 - шестерня привода переднего моста; 12- сателлиты; 14- задняя обойма дифференциала; 16 - штифт; 17 - шестерня привода заднего моста; 19 - шестерня понижающей передачи; 20 - внутреннее кольцо; 21 - упорное кольцо.
Рис.9. Снятие подшипника обоймы дифференциала
Рис.10 Коробка отбора мощности 1 - вал; 2 - стакан; 3 - шарикоподшипник; 4 - распорная втулка; 5,11- шайбы; 6 - прокладка; 7- крышка; 8 - винт; 9 - манжета; 10 - фланец; 12 – гайка
Рис. 11 Снятие подшипников вала привода коробки отбора мощности
Рис. 12 Картер привода переднего моста в сборе с валом: 1,12 - болты; 2 - крышка механизма управления блокировкой дифференциала в сборе; 3 - диафрагма;4 – шток вилки; 5 - пружина возвратная; 6 - картер; 7 - шарик-заглушка; 8,16, 23 - прокладки; 9 – крышка люка; 10,25 - болты с шайбами; 11 - шплинт; 13 - вилка блокировки дифференциала; 14 - червяк привода спидометра ; 15 - штуцер; 17 - шестерня привода спидометра; 18 - муфта блокировки; 19 - вал; 20 - подшипник шариковый; 21 - кольцо упорное; 22 - шайба маслоотгонная; 24 - крышка подшипника; 26 –манжета; 27 - фланец; 28 - шайба; 29 - гайка
Рис. 13 Снятие подшипника вала привода переднего моста
Разборка механизма включения низшей передачи
Рис. 14 Механизм включения понижающей передачи: 1 - болты; 2 - крышка; 3 - мембрана; 4 - стакан; 5, 9 - пружины; 6 - кольцо упорное; 7 - стержень: 8 - камера; 10 - шайба; 11 - гайка, 12 - шток
- Сборку раздаточной коробки следует производить в последовательности, обратной разборке, учитывая
следующие особенности:
- перед установкой подшипники, поверхности шлицев и зубьев, втулки скольжения смазать индустриальным маслом И-12;
- при сборке промежуточного вала гайки 1 и 12 (см. рис. 6) затянуть с моментом 294—392 Н • м (30—35 кгс • м).
После сборки при сдвинутой вправо муфте переключения зубчатое колесо 8 первой передачи должно свободно проворачиваться на роликах 9 относительно вала;
- при сборке дифференциала болты 18 (см. рис. 8) крепления задней обоймы затянуть с моментом 58—88 Н • м (6—9 кгс • м), болты 11 с моментом 70,6—87,3 Н • м (7,2—8,9 кгс • м), гайку 2— с моментом 294—392 Н • м (30—35 кгс • м). После сборки сателлиты, а также зубчатое колесо высшей передачи привода заднего моста при сдвинутой влево к шариковому подшипнику муфте переключения должны свободно проворачиваться на роликах отно сительно обоймы дифференциала;
- при сборке коробки отбора мощности гайку 10 (см. рис. 2) затянуть с моментом 294—392 Н • м (30—35 кгс • м).
После сборки коробку отбора мощности проверить на герметичность. При уплотнении по торцу А и подаче воздуха под избыточным давлением 392 Пa
(0,4 кгс/см2 ) со стороны указанного торца падение давления от начального допускается не более 128 Пa(0,13 кгс/см2 ) в течение 80 с;
- при сборке вала привода переднего моста гайку 1 (см. рис. 6) затянуть с моментом 294—392 Н • м (30—35 кгс • м);
- механизмы переключения высшей и низшей передач собираются одинаково, при этом муфты переключения передач должны перемещаться без заеданий, легко входить в зацепление; муфта переключения
высшей передачи должна находиться на шлицевой втулке, низшей — на шлицах двух зубчатых колес промежуточного вала одновременно, обеспечивая тем самым постоянно включенную низшую передачу;
- при сборке картера раздаточной коробки привалочные плоскости картера под прокладки смазать смазкой Солидол Ж, прокладки — уплотнительной
пастой УН-25.
После установки в картер первичного вала 2 (см. рис. 1) гайку крепления фланца 1 затянуть с моментом 294—392 Н • м (30— 35 кгс • м).
Перед установкой механизмов переключения передач в крышку картера раздаточной коробки должен быть проверен и обеспечен регулировочными
прокладками размер (254,5+0,I5) мм от плоскости крышки раздаточной коробки до центра лунки на штоке под шарик механизма блокировки для низшей передачи (при подаче воздуха под давлением 588—686 кПa (6—7 кгс/см2) и размер (294,1 d= 0,15) mm — для высшей передачи.
Проверить правильность сборки раздаточной коробки и испытать ее на герметичность:
1. Включение и выключение передач и блокировки дифференциала должны производиться свободно, без заеданий.
2. При вращении фланца привода задней тележки фланец привода переднего моста должен вращаться в противоположную сторону. При этом допускается ведение первичного вала, устраняемое приложением к фланцу первичного вала момента сил не более 4,9 Н • м (0,5 кгс • м).
3. При подаче воздуха под давлением 588—785 кПa (6—8 кгс/см 2 ) в механизм блокировки дифференциала последний должен быть заблокирован, т.е. при вращении фланца вала привода задней тележки фланец привода переднего моста должен вращаться в ту же сторону.
4. При вращении первичного вала (когда дифференциал разблокирован), если затормозить один из фланцев выходных валов, фланец другого выходного вала должен вращаться, при этом не допускаются резкие стуки в раздаточной коробке.
5. При подаче воздуха под давлением 588—785 кПa (6—8 кгс/см2) в механизм управления низшей передачи (включена нейтраль) фланцы привода переднего моста и задней тележки не должны вращаться при вращении первичного вала.
При подведенном воздухе в механизм управления низшей передачей подать воздух в механизм управления высшей передачей (включена высшая передача). В этом случае при вращении первичного вала фланцы выходных валов должны вращаться.
6. При проверке на герметичность с избыточным давлением воздуха в картере раздаточной коробки 785—981 кПa (8—10 кгс/см2) падение давления воздуха не должно превышать 12,8 кПa (0,13 кгс/ см2) в течение 80 с.
7. При проверке на герметичность механизмов переключения передач мыльным раствором не допускаются мыльные пузыри на стыках при избыточ>ном давлении воздуха внутри механизма 785—981 кПa (8—10 кгс/см 2).
8. При испытании раздаточной коробки на автомобиле не допускаются резкие неравномерные шумы и стуки при движении автомобиля в режимах, указанных в таблице ниже.
Передача |
Блокировка межосевого дифференциала |
Время, mill |
|
в коробке передач |
в раздаточной коробке |
||
I |
низшая |
выключена |
1 |
I |
высшая |
выключена |
1 |
I |
низшая |
включена |
0,5 |
I |
высшая |
включена |
0,5 |
9. При испытании раздаточной коробки на автомобиле не допускается течь масла. Образование масляных пятен без каплепадения не является браковочным признаком.
Для снятия раздаточной коробки следует:
- слить масло из раздаточной коробки, вывернув сливную пробку;
- отвернуть гайку прижимов и снять щиты пола платформы над раздаточной коробкой;
- отсоединить от коробки основной карданный вал, валы привода переднего и промежуточного мостов; отсоединить карданный вал привода лебедки от коробки отбора мощности;
- разъединить штекерное соединение преобразователя спидометра;
- отсоединить провода от выключателей сигнализаторов включения блокировки дифференциала и включения высшей и низшей передач;
- отсоединить провод массы от скобы на раздаточной коробке;
- отсоединить шланги пневмо-камер включения блокировки дифференциала, включения высшей и низшей передач и включения коробки отбора мощности;
- зачалить раздаточную коробку, отвернуть само-стопорящиеся гайки четырех болтов крепления раздаточной коробки, вынуть болты и опустить раздаточную коробку на тележку;
- снять чалочное приспособление и выкатить тележку с раздаточной коробкой из-под автомобиля.
Для установки раздаточной коробки нужно:
- закатить тележку с раздаточной коробкой под автомобиль, зачалить раздаточную коробку, поднять ее, установить подушки, совместите отверстия опор коробки с отверстиями балки и кронштейна подвески раздаточной коробки, вставить четыре болта и завернуть самостопорящиеся гайки;
- снять чалочное приспособление с раздаточной коробки и выкатить тележку;
- подсоединить шланги пневмо-камер включения блокировки дифференциала, включения высшей и низшей передач и включения коробки отбора мощности;
- подсоединить провод массы к раздаточной коробке;
- подсоединить провода выключателей сигнализаторов включения блокировки дифференциала и включения высшей и низшей передач;
- установить провода под скобу на раздаточной коробке;
- соединить штекерное соединение преобразователя спидометра;
- присоединить карданный вал привода лебедки к коробке отбора мощности;
- присоединить карданный вал привода промежуточного моста к раздаточной коробке. Момент затяжки гаек болтов крепления карданного вала 59— 69 Н- м (6-7 кгс • м);
- присоединить основной карданный вал к раздаточной коробке. Момент затяжки гаек болтов крепления карданного вала 118— 137 Н- м (12-14 кгс • м);
- присоединить карданный вал привода переднего моста к раздаточной коробке. Момент затяжки гаек болтов крепления карданного вала 78-88 Н- м (8-9 кгс • м);
- залить масло в картер раздаточной коробки до уровня нижней контрольной пробки;
- установить щиты пола платформы и закрепить их прижимами, завернув гайки.
Покупайте запчасти у нас :
Комплектуем заявки любой сложности, конкурентные цены, система скидок от объема. | |
Мы даем понятную гарантию качества запчастей от производителей | |
Оперативная доставка по России | |
Звоните по телефону , или напишите на zap-kam16@yandex.ru Потребуется информация: модель авто, год выпуска, модель агрегата, класс Евро. |